Фантастика и реальность в балладе «Светлана» Жуковского

В.А. Жуковский – известный представитель русской классики, который знаменит своими балладами. Многие читали его произведение «Светлана». Уже с первых строк мы можем убедиться в том, что он романтик. Баллада начинается с описания гадания в крещенский вечер. Жуковский описывает его именно таким, каким мы его знаем и представляем с самого детства из рассказов старшего поколения, из художественной литературы: девушки бросали за ворота башмачок, топили воск.

Мы являемся свидетелями того, что Жуковский знаком с народными традициями, обрядами. Автор обращает внимание на то, что гадание – особый процесс, находящийся на грани между правдой и вымыслом, фантастикой. Прежде чем гадать, он советует снять крестик, что означает временный отказ от божественного покровительства. На это время человек попадает во власть темных сил. Нужно обладать особой смелостью, чтобы гадать одной в темной комнате, наедине с зеркалом.

Автор рассказывает, как гадает девушка Светлана. Ей приснился сон, в котором она встретилась со своим любимым. Жуковский описывает и радость встречи, и завьюженную дорогу, и зловещего ворона, и даже страшного мертвеца, который протягивает к ней руки. После этого наступило долгожданное пробуждение и Светлана радуется, что это всего лишь сон. На протяжении всей баллады реальность граничит с фантастикой.