Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам – выдающийся поэт Серебряного века. Его стихи принадлежат к высокой лирике, пробуждающей глубокие чувства. Трагическая судьба поэта, несомненно, навлекла отпечаток на его творчество, которое редко кого-то оставляет равнодушным.

В начале своего литературного пути Мандельштам пессимистичен и задумчив. Главным образом его занимает вопрос о смысле жизни. Первые стихотворения, например, стихотворение «Дано мне тело – что мне делать с ним…» отражают иллюзорность действительности. Поэт обращается к лирике символистов, превознося музыку и делая свои стихи музыкальными. Гармония, присущая произведениям раннего периода творчества Мандельштама, была отмечена Анной Ахматовой. 

Далее Мандельштам все больше приближается к акмеистам. Направление творчества Мандельштама меняется, теперь он задумывается над предназначением поэта. Первый сборник стихов, «Камень», далёк от музыкальности, он больше напоминает архитектурные сооружения. Тема архитектуры также свойственна для лирики поэта в данное время: он пишет о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, об Успенском храме Кремля в Москве и других каменных шедеврах. Лирика поэта философская, но образы яркие и конкретные.

Столкнувшись со сменой власти, Мандельштам отражает в своих произведениях тяготы нового режима. Позднее поэт будет ожидать своей гибели, однако сквозь его творчество будет проскальзывать протест («Мы живем, под собою не чуя страны…»). В конце концов Мандельштам окажется в трудовом лагере, где и погибнет, оставив людям великое наследие – свои потрясающие произведения.