Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» показывает некоего современника, который является умным, независимым, талантливым и одаренным человеком. В произведении можно увидеть даже внутренний мир героя и узнать потаенные уголки его души.

Произведение включает в себя пять повестей, расположенных не в хронологическом порядке. Такой порядок создает определенную интригу для читателя. До последнего неизвестно, что же ждет героев в конце повествования. В основе всех поеветсей лежит некий конфликт. Более того к композиционным особенностям можно отнести и то, что на протяжении романа рассказчик меняется три раза. Максим Максимыч и проезжий офицер рассказывают по одной повести, а три ‒ рассказывает сам Печорин.

В итоге, во всех рассказах Печорин играет роль страдальца, впутывая в свои интересы других людей, которые также вынуждены страдать из-за него. Впервые главный герой появляется в новелле «Бэла», в которой Максим Максимыч представляет его портрет. В «Максим Максимыче» повествование идет от другого лица с другим складом ума. Офицер указывает на скрытность и сложный характера Печорина.

Сам Печорин выступает в качестве рассказчика в следующих повестях. В новелле «Тамань» он говорит о том, что любит природу, что переживает за людей. Светское общество появляется в повести «Княжна Мери». Главный герой здесь вступает в конфликт с обществом. В «Фаталисте» он рассуждает о том, существуют ли какие-нибудь силы, влияющие на судьбу человека. Можно сделать вывод, что Печорин пагубно влияет на судьбы людей. Его вмешательство всегда оборачивается фатальными последствиями для того, в чью жизнь он каким-либо образом вмешался.