Образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

Все помещики в поэме «Мертвые души» ничтожные и пустые люди. Они духовно опустошены и большинство из них не интересует практически ничего кроме собственного благосостояния. Образы помещиков представлены в порядке «один хуже другого». 

Первым появляется Манилов. Сначала об этом человеке нельзя сказать ничего плохого, он даже как-то располагает к себе. Он романтический бездельник и мечтатель. Однако его мечты порой настолько нелепы, что даже не укладываются в голове. При этом его хозяйство находится в полном упадке, а его, кажется, это совершенно не волнует. Затем Чичиков попадает в поместье Коробочки. Она следит за своим хозяйством, это единственный ее интерес. Естественно книгами она не увлекается. Коробочка только и думает как бы выгоднее продать мертвые души и не продешевить. 

Далее появляется Ноздрев. На вид он все такой же молодой, как и раньше. Он настоящий ловелас и любитель погулять. Его душа омертвела, а хозяйство находится в разрухе. Он любит врать, и именно он рассказал губернатору тайну о мертвых душах. Отличается от всех помещиков грубый Собакевич. Цель его жизнь – хорошо и плотно покушать. Он ест мясо целыми тушами и ради себя не жалеет ничего. Его хозяйство процветает, он знает деловые качества всех своих крестьян. 

Поместье Плюшкина резко отличается от владений Собакевича. У Плюшкина все запущено до такой степени, что Чичиков сразу же обращает внимание на ветхость его построек. Дом завален каким-то хламом, а сам хозяин выглядит отвратительно. Когда-то он был скупым и мудрым человеком, с которым советовались даже соседи. Но скупость довела его до маразма. Он экономил на всем и даже на еде, вот почему он считался богатейшим помещиком. 

Все образы помещиков объединены между собой такими чертами как ничтожность, духовная пустота и праздность. Это крайне возмущало Гоголя, который считал, что именно такие люди губят страну. И нельзя все валить на занимаемое место в обществе, ведь Плюшкин был когда-то нормальным человеком и имел семью. Однако семейная трагедия убила в нем все хорошее, и он превратился в человека с «мертвой душой».