Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» действие разворачивается одновременно в двух временных промежутках – в 20-30-х годах XX века в Москве и во времена Понтия Пилата. Основным двигателем сюжета в московских эпизодах становится прибытие Воланда, решившего проверить, изменились ли люди.

Почти полностью изображение Москвы и москвичей становится сатирой. Большинство героев, показанных М.А. Булгаковым, - это несовершенные, нечистоплотные, лживые люди. При этом каждый из них является не индивидуальным характером, а собирательным образом, что больше всего заметно при описании Аннушки, патологически жадной и следящей за всеми. Критика М.А. Булгакова обращена исключительно к наглым, подлым представителям человеческого общества. Однако сатира, в которую завёрнута критика автора, скорее весёлая, нежели жестокая. М.А. Булгаков высмеивает людские пороки, а похождения Воланда подтверждают, что московское общество не поменялось и не стало идеальным, как о том пишут в газетах.

Роман «Мастер и Маргарита» отражает многие размышления М.А. Булгаков. Изображая московскую действительность, автор с помощью «свирепого гротеска» отделяет истину от лжи, утверждает ценности и отрицает безобразное в жизни.